Новости недвижимости статьи

 

ТАРУСА НА ЭКРАНЕ

Летом 1953 года мно­гие тарусяне наблюдали необычную картину. Ранним туманным утром вверх по Оке, буксируемый юрким катером, отплывал плот с раскинутой на нем палаткой. На плоту и на лодках сидели какие-то ве­селые люди. Они то пели песни и шутили, то громко спорили. Потом плот видели километрах в шести от Тарусы у песчаного острова. Плот то отплывал от островка, то вновь возвращался к нему, пока наконец тот же юркий буксирчик не уводил его назад в Тарусу. А назавтра все повторялось снова.

Спустя несколько дней весь город узнал, что кино­студия «Мосфильм» снимает в окрестностях Тарусы цветную кинокомедию «Верные друзья». Тарусяне с большим интересом следили за съемками, а многие да­же приняли в них участие. Позже тарусяне с удоволь­ствием смотрели фильм «Верные друзья», узнавая род­ные места, земляков, неожиданно проявивших недю­жинные актерские способности. Знакомые с детства окрестности Тарусы, казавшиеся   такими    обычными, заснятые на цветную пленку, будто впервые открыли перед ними свои прелести и красоты.

«Верные друзья» — не первая кинокартина, снимав­шаяся в Тарусе. Здесь велись натурные съемки филь­мов «На границе», «Член правительства», «Чук и Гек», «Пржевальский», «Джульбарс», «Неуловимая песня». На берегах Оки снимались кадры полюбившегося зри­телям фильма «Сельская учительница». Часть эпизо­дов, например, проводы мобилизованных в царскую армию, снималась на центральной площади города. Некоторые кадры и эпизоды отсняты в окрестных деревнях.

Живописные виды Тарусы можно узнать во многих фильмах. Почти каждый год в ее окрестностях рабо­тают экспедиции и группы различных киностудий на­шей страны и стран народной демократии. В 1959 году здесь снимались кадры и эпизоды шести кинокартин, не считая хроникальных. Зимой около села Истомино, что в семи километрах от Тарусы, велись натурные съемки кадров и эпизодов кинокартины «Фома Гор­деев» по одноименному роману Максима Горького. Ле­том в тарусских окрестностях снимали фильм «Нака­нуне» по роману И. С. Тургенева. Эта совместная творческая работа болгарской студии «София-фильм» и «Мосфильма». Картину снимали народный артист СССР В. М. Петров и болгарский оператор Выло Ра­дев Вылов.

На берегу Оки, на полях колхозов «Заря» и «Тру­женик» коллектив студии «Ленфильм» снимал цветную кинокомедию «Ссора в Лукашах». В съемках участво­вали коллективы художественной самодеятельности Тарусы, колхозники. Консультировал фильм председа­тель колхоза «Заря» Иван Никитович Кустов. После павильонных съемок работники студии приехали в Та­русу с творческим отчетом, привезли кинокартину на первый просмотр тем, кто участвовал в ее создании.

В том же году Кишиневская студия снимала в Та­русе художественный фильм «Колыбельная». Здесь снимались сцены на полотне дороги, на дамбе, в Поле­нове — эпизоды из жизни детского дома, куда попала маленькая героиня фильма Аурика.

Своеобразный и типичный колорит пейзажей Тарусы и се окрестностей, березовые рощи, дубравы, речные заводи по праву стали творческой лабораторией кине­матографистов. Летом по утрам из города то в одну, то в другую сторону уезжают автобусы с табличкой «Киностудия». На берегах Оки, Тарусы, Песочни ра­зыгрываются массовые сцены фильмов, в которых всег­да участвуют тарусяне.

...Сотни шаркающих босых и обутых в лапти и опор­ки ног поднимают клубы пыли. Усердно машет кади­лом протодьякон. Чинно несет крест священник. Пону­рив головы, идут смиренные монашки. С застывшим лицом шествует толстобрюхий купец. И опять босые ноги, армяки, лапти, опорки. Развеваются хоругви. Плывет над головами «чудотворная» икона. Это в честь нее устроен крестный ход к месту воздвижения нового храма...

Таков пролог фильма «Чудотворная», снимавшегося в Тарусе летом 1960 года киностудией «Мосфильм». В массовых сценах крестного хода, которые снимались на берегу Оки, на Воскресенской горе, участвовало около восьмисот тарусян.

Ящики с костюмами и бутафорией, передвижные электростанции и реквизит заполнили один из окраин­ных переулков Тарусы. Художники фильма Т. Антонова и Г. Колганов построили там дом, в котором жили герои фильма — Варвара со своим сыном Родькой и бабка Авдотья.

Творческий коллектив, снимавший «Чудотворную», возглавлял молодой очень талантливый режиссер-по­становщик Владимир Скуйбин — очень скромный и му­жественный человек. Все лето, в которое велись съем­ки, Владимира атаковала страшная неизлечимая бо­лезнь. Ему было трудно ходить, двигать пальцами, потом совсем отказала правая рука. Но Скуйбин, ка­залось, совсем забыл о болезни. Он целыми днями не покидал съемочную площадку. Режиссер совершил подвиг — в состоянии тяжелой болезни он создал один из лучших своих фильмов. Через экран он говорил с людьми о борьбе, о нравственной победе, о радости и новизне жизни.

Летом 1961 года коллектив «Ленфильма» снимал в окрестностях города кинокартину «Братья Комаровы» по новеллам Юрия Нагибина. Съемки велись на бере­гах Песочни, в березовой роще около города.

А за ленинградцами снова приехали мосфильмовцы. Над окским откосом они построили покосившуюся из­бушку и рядом — новый дом для доярки Даши — ге­роини фильма «Половодье». В ту весну на Оке был очень бурный ледоход и большая вода. Ока вдруг во­образила себя морем и затопила весь заречный луг и часть леса.

А следующим летом Ока у деревни Дракино разбу­шевалась при чистом ясном небе и полном безветрии. Ветер нагонялся винтом обескрыленного самолета, а волны катились от лихорадочно вращающихся лопа­стей колес буксирного парохода. Это режиссер Гав­риил Егиазаров со съемочной группой «Мосфильма* разыгрывал одну из сцен кинокартины «Встреча на пе­реправе».

...Дышит теплом весеннее безоблачное небо. Солн­це уже растопило снег на земле. Текут бурные воды. Деревья на глазах меняют цвет: недавно были темно-серыми, а теперь посветлели. Только что лопнули поч­ки, и кажется, что ветки деревьев окутал нежный зе­леноватый туман.

Это кадры из цветного широкоэкранного фильма «Времена года». Он тоже снимался в Тарусе и Поле­нове. Природа там показана не только в весеннюю по­ру, но и зимой, когда все вокруг запорошено снегом, летом, когда поля и леса залиты солнцем, и осенью, когда березы надевают золоченые шали.

Таруса и ее окрестности не в первый раз выступали на экране в своем, так   сказать,   натуральном   виде.

Зрители видят окрестности города, Оку в документаль­ных фильмах о Поленове, Ватагине, в киножурналах. Кинодокументалисты запечатлели на пленку и то, как работает в своем сказочном ботаническом саду Нико­лай Петрович Ракицкий и как рыбачит на Тарусе Кон­стантин Паустовский и другие моменты из жизни приокского городка.

В Тарусе и ее окрестностях живут или бывают многие сценаристы, режиссеры, артисты кино. Очень любил Тарусу Сергей Дмитриевич Васильев, один из создателей фильма «Чапаев». Вместе с писа­телем Николаем Давидовичем Оттеном Васильев рабо­тал в Тарусе над сценарием фильма «В дни Октября». В часы досуга по вечерам Сергей Дмитриевич бродил по берегу реки Тарусы около деревни Сутормино.

Летом в Тарусе отдыхают многие артисты москов­ских театров. Здесь бывала народная артистка СССР Марецкая.

Между работниками кино и тарусянами давно уста­новилась большая дружба. Тарусянам рассказывали о своей работе прославленные мастера киноискусства Борис Петрович Чирков, Василий Васильевич Меркурь­ев, Александр Федорович Борисов, Лидия Николаевна Смирнова.

Борис Чирков, снимавшийся в «Верных друзьях», после вспоминал о счастливых днях, проведенных на Оке: «Я уже потерял счет фильмам, в которых сни­мался. Многие из них   позабылись,   а в числе самых памятных и самых  любимых   хранятся воспоминания о работе над «Верными друзьями».

Почему? А вот, верьте или не верьте, река сыграла в атом главную роль. Река внесла поэтичность в наш каждодневный труд. Река сплотила и сдружила нас, участников этого фильма.

Ранние утра и тихие вечера на реке, — какой покои приносили они с собою! А как учили они нас любовать­ся красотой родной нашей земли, сколько добрых мыслей бродило в голове, когда наш плот медленно плыл по течению, а мы глядели на чудесные берега, открывавшиеся перед нами. Хорошие были дни! И я убежден, что это возможно не только в фильме».

Не менее взволнованно выразился и Василий Мер­курьев: «Одни любят грибы, другие — преферанс, я же всему предпочитаю тихую гладь и крутую волну, сно­ровистые весла и озорной мотор. И не раскаиваюсь. Как и тогда на плоту, улетают заботы, исчезает уста­лость. Я снова молод!..»

...Жаркая летняя пора. У берега Оки на юру слы­шатся команды:

— Внимание! Приготовились!

— Мотор!

— Камера!

— Стоп!

— Еще раз!

Это   снимается   новый   фильм. Солнце заливает съемочную площадку ярким светом.