Новости недвижимости статьи

 

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ПРАВ И ВЫПИСКИ ИЗ НЕГО

Одним из основных принципов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с недвижимостью является принцип открытости сведений о регистрации. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 131 Гражданского Кодекса РФ, а также в ст. 7 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В чем заключается смысл этого принципа? Суть его в том, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения об объекте недвижимости любому физическому лицу по предъявлении удостоверения личности и при наличии заявления в письменной форме, а юридическому лицу — по предъявлении документов, подтверждающих регистрацию данного лица и полномочия его представителя.
Для чего нужна подобная информация? Например, вы задумали купить дом или земельный участок. Естественно, сначала вы захотите узнать, кто является обладателем прав на него, на каком основании ему принадлежит данный объект и т. д. К сожалению, сегодня на рынке недвижимости все чаще можно столкнуться с мошенничеством. И даже если продавец представляет вам для ознакомления документы, это не является гарантией того, что вы не станете очередной жертвой мошенников, поскольку нет уверенности, что эти документы подлинные. Чтобы не попасть в такого рода ситуацию, лучше всего обратиться за информацией об объекте в регистрирующие органы — и будущее не преподнесет вам неприятный сюрприз, то есть не окажется, что вы купили дом у человека, не имеющего к нему никакого отношения.
На практике регистрация прав означает внесение определенных данных в Единый государственный реестр прав, который является общим для всей страны. Сведения, внесенные в него, представляют источник юридически значимой информации, подтверждающей права, ограничения или обременения на имущество. Только данные из реестра позволяют определить момент возникновения и прекращения прав и ограничений на конкретный объект, а также момент заключения сделки.
Этот документ содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, их данные и сведения о правообладателях.
Неотъемлемую часть ЕГРП составляют дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывают на каждый объект недвижимости и помещают в него все бумаги, поступающие для регистрации.
Книги учета документов содержат данные:

  • принятых на регистрацию документах;
  • выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;
  •  выписках и справках из ЕГРП;
  • об иных документах.

Реестр прав хранят на бумажном носителе информации, а если есть возможность, то и на магнитном. При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритетной считают запись на бумажном. Если же находят несоответствие записей в Едином реестре прав и правоустанавливающем документе, то приоритет имеет правоустанавливающий документ.
Разделы ЕГРП, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению — их уничтожение недопустимо.
Для того чтобы получить интересующие вас сведения об объекте недвижимости, необходимо обратиться в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Оно предоставит нужную информацию в виде выписки из ЕГРП. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о государственной регистрации выписка должна содержать:

  • описание объекта недвижимости;
  • сведения о зарегистрированных правах на него;
  • об ограничениях (обременениях) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Описание объекта недвижимости должно включать в себя сведения о кадастровом или условном номере, наименование объекта, его назначение, площадь, адрес (местоположение), этажность.
Сведения о зарегистрированных правах подразумевают предоставление информации об имени (наименовании) обладателя права, виде права (право собственности, хозяйственного ведения и т. п.), размере доли в праве, наименовании и реквизитах правоустанавливающих документов и дате государственной регистрации.
Сведения об ограничениях (обременениях) содержат наименование ограничения, сроки его действия, сведения о лицах, в пользу которых ограничены права и т. д.
Учреждения юстиции по регистрации должны в течение пяти рабочих дней предоставить запрашиваемую информацию или выдать мотивированный отказ. В сообщении об отказе в обязательном порядке указывается, что отказ в выдаче информации подлежит обжалованию в суде. Сообщение об отказе составляют на официальном бланке учреждения юстиции по регистрации прав, его подписывает государственный регистратор прав с указанием своей фамилии и инициалов, после чего документ скрепляют печатью учреждения. Причины, являющиеся основанием для отказа, могут быть разными. Например, не представлен документ, подтверждающий оплату выдаваемой информации о зарегистрированных правах (кроме случаев, когда информация в соответствии с законом должна предоставляться бесплатно), или содержание запроса не позволяет однозначно идентифицировать объект, сведения о котором интересуют данное лицо, и учреждение юстиции по регистрации прав не имеет возможности уточнить это.
Информацию о зарегистрированных правах предоставляют за плату, если иное не предусмотрено законом. На сегодняшний день максимальный размер платы за предоставляемую информацию составляет для физических лиц 100 рублей, а для юридических — 300 рублей.
В отличие от информации о зарегистрированных правах сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости предоставляют не всем. Ограничения установлены с целью охраны правообладателя от вмешательства в его коммерческую и иную деятельность. Информация такого рода может быть предоставлена в течение десяти рабочих дней следующим лицам:

  • самим правообладателям;
  • физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
  • руководителям органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ;
  • налоговым органам, в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
  • судам и правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости или их правообладателями;
  • лицам, имеющим права на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону.

Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства: 

  • федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
  • Председателю Счетной палаты РФ, его заместителям и аудиторам Счетной палаты.

Существует еще один вид информации, которую предоставляют регистрационные органы. Согласно пункту 4 статьи 7 Закона учреждение юстиции по регистрации прав обязано по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права. Названную информацию предоставляют правообладателю в виде справки в срок не более семи рабочих дней. Она должна содержать сведения о лицах, получивших информацию об объекте недвижимости, а именно: фамилии, имена, отчества физических лиц или наименования юридических лиц, даты и исходящие номера выданных им справок или выписок. При выдаче справки представителю физического или юридического лица, действующему на основании надлежащим образом оформленной доверенности, указываются сведения как о представителе, так и о доверителе.
Законом о государственной регистрации предусмотрено, что использование сведений, содержащихся в ЕГРП, тем способом или в той форме, которая способна причинить ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет за собой ответственность.

Саглара Адьянова, юрист